Публикации

Версия для печати

Цепочки святой жизни

Проповедь священника Георгия Кочеткова после воскресной Вечерни в неделю святых праотцев, 24 декабря 2016 года

27.12.2016
Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк. Поклонение агнцу. Нижний ряд Гентского алтаря. XV век. Собор Святого Бавона, Гент

Дорогие братья и сестры, с праздником!

Уже совсем не за горами Рождество. Сегодня мы праздновали память святых праотцев, то есть непосредственно тех, кто входит в родословие Господа, предков нашего Господа по плоти. Следующее воскресенье, с которым совпадает Новый год, будет неделей святых отцов, это немножко другое. А святые праотцы – это те, кто каким-то образом подготовил боговоплощение с человеческой стороны, кто позволил родиться и Иосифу, и Марии. Это для нас очень важно, поскольку мы знаем, что наш Господь – Сын Давидов. Со времен царя Давида, на протяжении целого тысячелетия, все надежды были связаны с Мессией, который, по обетованию Божьему, должен был искупить весь человеческий род.

Мы празднуем память святых праотцев – пророков, царей, патриархов, как мы сегодня слышали в песнопениях. И для нас очень важно об этом поразмышлять. Часто люди не чувствуют преемственности, не чувствуют своей ответственности за тех, кто был до них, за своих предков, как многие не чувствуют ответственности и за своих потомков. Но в наше время в нашей стране, особенно в преддверии 2017 года, это обретает некое новое значение. Нам нужно снова вернуться к библейской традиции, снова почувствовать ответственность за наших предков, какими бы они ни были. У кого-то они были святыми, а у кого-то, может быть, совсем не святыми, а, может быть, даже пособниками преступлений советской власти. И если мы чувствуем, что Господь призывает нас к покаянию за своих предков, прямых или косвенных, то наша ответственность за них – и хороших, и плохих, кому как повезло, – должна выражаться в том, что мы действительно должны покаяться. Потому что никакой грех, никакое зло просто так не проходит. Оно никогда не равно просто какому-то единичным образом свершившемуся факту. Всякое зло, всякий грех имеет последствия, широко распространяющиеся по земле, и поэтому наша ответственность должна быть такой, которая бы учитывала это библейское откровение.

Сейчас часто говорят: «Зачем нам каяться? Мы не были преступниками, мы не работали в ГПУ, ЧК, КГБ, ФСБ и так далее», – и думают, что они тем самым освобождают себя от необходимости покаяния за самые страшные страницы нашей истории, за самые страшные годы, бывшие на нашей земле за всю ее историю. Мне не однажды приходилось встречаться с прямыми потомками святых людей, канонизированных, прославленных людей. И чаще всего, почти во всех случаях, это были люди, хотя и не равные своим святым предкам, но которые несли ответственность за это наследие, которые чувствовали какое-то свое особое призвание свидетельствовать о святости Божьей в этом мире. И те, кому нужно каяться за своих предков (а таких, к сожалению, у нас в стране очень много), если делают это, если приносят покаяние, то чувствуется, как происходит какое-то освобождение, очищение не только их собственной души или тех, кого они поминают в своем покаянии, но и самой жизни вокруг них. Это чрезвычайно важно. Очень жаль, что наш народ настолько расцерковился, что этих вещей совершенно не понимает. А еще добавляются всякие идеологические накрутки, и получается, что никто ни за кого каяться не должен, никакие преступления не должны быть осуждены. Хотя это против совести и против Божьего закона.

Поэтому сегодня, когда мы празднуем память святых праотцев нашего Господа, будем помнить, как Господь судит по той преемственности, которая существует и между людьми на земле. Будем помнить, насколько важно не только самим прожить свою жизнь по-Божески и по-человечески, но и начать новые цепочки такой святой жизни в народе, среди людей в любой стране.

Так что сегодняшний праздник имеет очень большое значение для того, чтобы мы вернулись к правде Божьей, которая не линейна, не рационалистична, которая духовна. И я надеюсь, что этот праздник принесет свои плоды – хотя бы среди нас, а Бог даст, и значительно более.

Аминь.