Публикации

Версия для печати

Царство Небесное – не идеальное Царство

Проповедь священника Георгия Кочеткова после воскресной Вечерни в предпразднство Воздвижения святого и животворящего креста Господня, 24 сентября 2016 года

05.10.2016
Ганс Мемлинг. Страсти Христовы (1470)

Дорогие братья и сестры!

Сегодня кроме Воскресения Христова мы празднуем еще отдание праздника Рождества всесвятой Богородицы и предпразднство Воздвижения святого и животворящего креста Господня. Для нас с вами, конечно, тайна Креста и Воскресения всегда остается тайной центральной в проповеди Христовой Истины, Христовой Любви. Крест и Воскресение – это самое главное, это вершина служения нашего Господа, в Котором мы опознаем Христа как Сына Божьего и Бога, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно», как сказал апостол Павел (Кол 2:9). Именно Крест и Воскресение для нас являются тайной веры, и в то же время мы постоянно стараемся углубиться в их познании. И Господь открывает нам эту тайну, хотя до конца мы здесь никогда не доходим.

Крест – хранитель всей вселенной, Крест стал действительно знаком победы, то есть знаком Воскресения. Это удивительное сближение двух противоположностей – смерти и воскресения, Креста и Воскресения – делает эту Тайну Христову особой, сугубой, удвоенной. Мы часто говорим о том, что Крест – символ трагедии любви в этом падшем мире. Да, любовь проходит через узкий трагический путь в этом мире, не только вовне, но и внутри нас. Мы тоже с трудом вмещаем Тайну Креста, с трудом соглашаемся быть крестоносцами и христоносцами, как говорили древние христиане, с трудом соглашаемся на то, что составляло радость и счастье христиан первых веков. Для нас гедонистические, эвдемонические устремления имеют куда большее значение. Мы боремся за земное счастье, хотя знаем, что оно эфемерно. А вот счастья с Небес не ищем, потому что оно кажется нам еще более эфемерным, хотя именно оно основательно и ведет нас прямо к Жизни вечной, в Царство Божье, Царство Небесное.

Мы с вами уже давно привыкли соединять крестоношение с тем, о чем говорит Господь в Своей притче о талантах. Мы должны умножать свой талант. Талант дается как дар свыше, не по нашим заслугам, это слишком большой дар, чтобы кто-то мог его просто заслужить своим обыденным трудом. Это слишком большое богатство, и тем не менее оно дается. И важно не закопать свой талант в землю, важно его умножать и приносить Богу в ответ на Его дар такие же дары, умножая богатство Божьей Любви в этом мире, столь нуждающемся в этой Любви, хотя часто и борющемся с ней, разрушающем ее. Нам часто хочется присвоить себе, приватизировать Божьи дары, направить их на свое удовольствие или свою славу, хотя, конечно же, Бог этого никому не заповедует. Но так бывало нередко и в Ветхом Завете, и в Новом.

И важно, чтобы сейчас, в наше время оскудения духа, силы духа мы могли снова обнаружить свой талант, свой дар, свою харизму, даже если они оказались на сегодняшний день закопанными в землю и мы думаем, что они безвозвратно потеряны. Нам нужно найти свой талант, нам нужно совершить подвиг крестоношения. Умножать талант значит нести свой крест, ибо этот мир не любит тех, кто готов нести крест до смерти крестной.

Многие христиане вместо того, чтобы взять крест на свои плечи, с удовольствием вешают его символ, знак на свою грудь, думая, что это и делает их христианами, хотя, конечно, это не так. Нельзя относиться к кресту как к оберегу. Сила креста в любви, в доверии, в надежде, в освобождении, которого все мы чаем. И нам всем нужно думать о том, как нести свой крест, как умножать свой талант, как не зарывать его в землю, как не замыкаться на себе, на своем и своих, какими бы идеальными они иногда нам ни представлялись. Мы не можем идеализировать никакое прошлое. О настоящем здесь и говорить трудно. Но мы не можем представлять себе и будущее идеальным, даже если это тысячелетнее Царство Христа на Земле или Царство Небесное. Царство Небесное – не идеальное Царство. Это надо понять и принять. Христианство много пострадало от идеализации и от засилья идеологии. Так было, к сожалению, еще со времен Ветхого Завета, и далеко не все христиане смогли от этого освободиться. Тем более так было в языческом мире, пусть даже высококультурном и цивилизованном.

Интересно в связи с этим еще раз подумать о тексте тропаря Воздвижению святого креста. В тропаре коротко и ясно говорится: «Спаси, Господи, народ Твой и благослови наследие Твое». Это первая строчка, которая является точной цитатой из Писания, из Псалтири (Пс 27:9). И очень хорошо: народ в христианском обществе обращается к Господу и просит Его о спасении и благословении. Народ христианский, народ Божий является Божьим наследием. Но он хочет не только спасения и благословения. Тропарь продолжается словами: «Победу правителям над варварством даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим общество». В оригинальном тексте тропаря, как многие из вас знают, говорится: «Победу императорам даруя над варварами». Под варварами тогда имелись в виду нападавшие на Константинополь, на Византию мусульмане. «И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». По-славянски «жительство» – это не житие, не жизнь, «жительство» – это общество, точнее, гражданское общество. Жалко, что сейчас многие не понимают славянского языка и путают разные понятия.

В русском переводе слово «императоры» (когда-то, в самом первом варианте этого тропаря они даже назывались по имени) заменено словом «правители»: «победу правителям даруя». Ну, хорошо и верно: императоры – правители, хотя правители – не всегда императоры, и поэтому сейчас, если уж молиться словами древнего византийского тропаря, лучше не просто молиться о некоей победе императоров, а говорить о правителях, о победе тех, кто руководит обществом, политических властей – над варварами. Ну, мусульман сейчас здесь как-то не поставишь, это будет неполиткорректно. А «над варварами» хорошо, а еще лучше – «над варварством», это еще актуальнее. Если мы будем испрашивать победу правителям да над варварством, то, может быть, что-то и получится, может быть, и неплохо получится. Потому что этого варварства в наше время как никогда много, больше, чем тогда, когда писался этот тропарь. Нужно искоренять в себе варварство, но силой Креста, то есть показывая лучший пример, основанный на христианской любви, а не на средствах политической власти.

Дальше мы молимся о сохранении Крестом Христовым Божьего общества. «Жительство», гражданское общество в те века, в константиновский период церковной истории, конечно, не отделялось от церкви. Церковь по ветхозаветному примеру себя осознавала как святое общество и очень редко видела себя не как общество, а как общину. Хотя и в ветхозаветное, и в новозаветное время эти понятия существовали не обязательно как тождественные, а иногда даже как сильно противоречащие одно другому. И молитва об обществе делает этот текст почти политическим: «победу правителям над варварством даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим общество».

Мы с тех времен, можно надеяться, стали чуть-чуть умнее и понимаем, что если бы этот тропарь писался сейчас, то обращался бы он к Господу, ко Христу, и снова мы могли бы просить словами Псалтири о спасении и благословении наследия Божьего, Божьего народа, мы снова могли бы просить о даровании победы над варварством, но, может быть, не обязательно правителям, а все-таки самому этому Божьему народу. Потому что правители вряд ли могут использовать средства Христовой Любви. В истории это случалось крайне редко с носителями какой бы то ни было власти. И мы могли бы просить о сохранении Крестом, силой Христовой Любви, силой Креста Господня не Господнего общества, а Христовой Общины.

Сейчас, когда слышишь тропарь Кресту, столь широко известный, то все время натыкаешься на эти несоответствия, я бы даже сказал, анахронизмы: когда опыт церкви продвинулся вперед, а тексты всё ещё учат тому, что этому опыту не соответствует. Это один из самых ярких примеров такого анахронизма. Сразу становится ясно, что в духовном наследии что-то нужно «сдать в архив», как это делалось всегда в истории – что-то сохранялось в церковной памяти, как в архиве, а что-то продолжало носить характер актуальный, живой, жизненный. И вот когда мы слышим и поем этот тропарь, его нужно как-то внутренне переосмыслить. Я думаю, что в том духе, в каком я сейчас сказал, прося победу не правителям общества, а Церкви и не для общества гражданского, а в первую очередь для самого Божьего Народа.

Вот о чем приходится думать, празднуя сейчас праздник Воздвижения. Его установление было связано с событиями, когда константиновский период церковной истории только начинался. Вот император Константин вдруг видит знамение на небе, образ Креста, о котором он слышит из мистических глубин слова: «Сим победиши!» Мы празднуем событие, когда в Иерусалиме воздвигался крест Христов, по преданиям найденный императрицей Еленой на месте распятия, на Голгофе. Это было самое начало константиновского периода церковной истории. Именно время установления этого праздника предопределило и содержание только что разобранного нами тропаря. Но константиновский период закончился, как бы ни пытались некоторые мирские и церковные силы искусственно продлить его историю, снова смешивая мирское и духовное, мирское и церковное. Такие тенденции есть не только у нас в стране, они есть во многих странах мира и не только в отношении православия. Хотя у православия оказалось меньше всего средств сопротивления этим тенденциям, о чем можно только крайне сожалеть, потому что это то, что больше всего дискредитирует христианство в глазах мирового сообщества. Нам с вами нельзя жалеть о завершении константиновского периода, как бы ни был он иногда прекрасен в своих произведениях искусства, литературы, храмоздательстве, в своей монастырской культуре и духовности, в своих символах небесной власти в руках власти земной. Нам нужно хорошо понимать, что сила крестная не только, а может быть, и не столько в этом являет себя. И нам нужно вернуться к этим началам нашей веры. Об этом говорит апостол Павел, восклицая, что мы проповедуем Крест, «Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор 1:23). «Ибо слово о кресте для погибающих уродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор 1:18).

Вот что мы должны праздновать в день Воздвижения. Как бы ни страшен был этот мир, как бы ни был он жесток и агрессивен, в нем всегда тайнообразующе присутствует сила крестная и, значит, Христова Церковь, в которой всегда звучит слово о Кресте и Христовом Воскресении. Даже после длительного перерыва в этой церковной проповеди мы слышим ее замечательные слова, мы видим ее замечательное действие, преображающее мир и каждого человека. Тот, кто принимает слово крестное и воскресное и силу любви крестной и воскресной, Любви Христовой, тот и спасается, тот и исполняет свое призвание, и обретает смысл своей жизни, и избавляется от всякого зла и греха, от всякого уныния и гордыни, от одиночества, холода и старости – от всего того, что так страшит большинство людей в мире. Надо об этом говорить прямо, откровенно, смело в наше время всем. Потому что все люди хотят это знать, это постичь и принять, хотя часто и враждуют со Христом, враждуют с Богом, борются с Ним и вкладывают в это огромные силы и средства. И пусть, дорогие братья и сестры, в праздник Воздвижения и в сегодняшний день, когда мы начинаем воспоминать Христово Воскресение, это согреет и просветит наше сердце, пусть поможет нам преодолеть все перегородки, которые настроил мир сей в человеческих сердцах, умах, во всей жизни! Пусть каждый из нас очнется и, почувствовав силу Христовой Любви, возблагодарит Бога, Творца и Отца нашего!

Аминь.