Личный блог

Версия для печати

«Серов был конгениален Врубелю»

Теперь мы хорошо понимаем, что главное в нашей истории — это история духа, это история, связанная с культурой, великой русской культурой, которую мы начинаем наконец-то ценить, понимать, которой начинаем всерьёз гордиться не с тем, чтобы превозноситься над другими, а с тем, чтобы поделиться этими сокровищами, этими богатствами. И прекрасный пример тому замечательная ретроспективная выставка, связанная со стопятидесятилетием Валентина Александровича Серова, развёрнутая сейчас на Крымском валу, в новой Третьяковке, куда постоянно, каждый день стоят толпы людей и где можно увидеть самые отрадные явления нашей жизни.

23.11.2015

Там много молодых, разумных, культурных лиц, которые готовы вникать, общаться, делать выводы, вглядываться в замечательные портреты мастера. И то, что нарождается такой слой нашего народа, говорит о том, что жизнь чётко поворачивает нас к лучшему и что мы обретаем какие-то новые силы, возможности и перспективы.

Выставка на Крымском валу будет до Нового года, поэтому все, если кто-то ещё не был, успеют на неё сходить. Но, как я уже сказал, приготовьтесь отстоять длинную очередь в любой день, не только по выходным. Правда, если купить электронный билет — это сделать нетрудно на сайте выставки, — то там есть другая дверь, рядом с основной, где никакой очереди нет, там стоит максимум 5 человек, и можно пройти свободно, спокойно.

Но в любом случае надо запастись временем. Я смотрел эту выставку интенсивно четыре часа, при том, что я очень многие вещи прекрасно знаю, и это отнюдь не первая встреча с ними. А многие ходят по два раза, чтобы посмотреть всё. И это только часть юбилейной выставки Серова, потому что вторая часть уже была в Санкт-Петербурге, в Русском музее и называлась «Серов не портретист». Там было всё, кроме портретов. А вот портреты большей своей частью оказались на выставке в Москве. Конечно, очень ценно, что их привезли из многих музеев, включая Орсе (так называется современная часть Луврской коллекции), но можно было лишь ещё и ещё раз пожалеть, что русской живописи в европейских собраниях практически нет, европейцы совсем её не знают, не представляют и поэтому никак не ценят. Так уж исторически сложилось, что её узнали только благодаря Дягилеву где-то к 1906 году, после первой нашумевшей выставки в Париже, и конечно, не успели всё раскрутить.

Надо сказать, что Серов был конгениален Врубелю. Из всех своих современников это, действительно, были два гения. Да, не всё и у них гениально, но есть гениальные вещи. На мой взгляд, их там не так много, но гениальных вещей и у гениев, как вы знаете, всегда немного. И у Рембрандта можно найти вещи, которые не гениальны — и в графике, и в живописи, — и у кого хотите: и у Рафаэля, и у Леонардо, и у Микеланджело... Назовите любого гения, и я назову не гениальные вещи этих авторов. Вообще гениальных художников немного, и удивительно то, что череда последних лет, когда выставляли ретроспективно, т.е. в большом, почти полном объёме, целый ряд русских художников конца XIX и первой половины XX века – это действительно показало, что их творчество находится в центре мировой художественной традиции… Русские художники вышли на первое место в мире в начале XX века, это бесспорно. Поэтому, действительно, можно только пожалеть европейские музеи, которые этого не имеют и плохо знают. Единственное, что они знают, это Василия Кандинского, Шагала, и, наверное, всё. Ну, может быть, кто-то знает Малевича. И то теперь вряд ли. Но и Петрова-Водкина, и других великолепных русских художников, в том числе и гениальных, просто не знают. Конечно, их понять можно, их осуждать нельзя, потому что у них этих вещей просто нет. Есть в некоторых частных коллекциях кое-что, а в больших общепризнанных музеях русской живописи нет. В Орсе, как я помню, висит только одна картина Николая Ге, одна картина Серова и одна картина Репина, и всё.

Так что всем рекомендую побывать на замечательной выставке Серова. Обязательно её посмотрите! Действительно, всё образованное русское общество прекрасно было отражено в его портретах. И на многих это производит колоссальное впечатление, потому что рядом с каждым портретом можно прочитать краткое жизнеописание того человека, который изображён. И иногда это просто потрясающе. Но и в целом, конечно, люди не могут уйти с такой выставки и они сами там совершенно другие. Это совсем не то, к чему мы привыкли с детства, это какой-то живой срез общества, которое даже напоминает русское старое общество. Удивительно, казалось бы: русского народа нет, он весь растерзан и расстрелян, или сломлен и развращён, а вот вдруг что-то появляется у этих зрителей. На это невольно обращаешь внимание. Ну, вы сами всё увидите. Я уверен, что никто не останется равнодушным, никто не останется без глубокого впечатления.

Надо было бы, конечно, просто делать отдельный музей Серова в Москве. Но тогда бы Москва стала уже другой...

comments powered by Disqus