Личный блог

Версия для печати

Памяти академика Сергея Сергеевича Аверинцева

21.02.2021

Сегодня вспоминаем всемирно известного филолога и библеиста, переводчика и поэта, культуролога, историка христианской культуры, академика и просто нашего брата Сергея Сергеевича Аверинцева, которого не стало 21 февраля 2004 года.

В 1990-е годы, когда мы начинали совершать богослужение по-русски, Сергей Сергеевич Аверинцев мне очень помогал в переводах. Для него это было важно, это было и его делом. Он сделал лучшие на сегодня переводы евангельских текстов. Аверинцев часто обсуждал со мной разные нюансы переводов, которые делал. А я с ним обсуждал переводы богослужений, которые делал я.

Его советы помню до сих пор, некоторые из них поразительны. Он, конечно, говорил, что для него было бы легче совершать богослужение на греческом языке – тогда вся полифония смыслов открывается. Любой перевод что-то теряет и что-то находит новое. И Сергей Сергеевич делал все, чтобы наши переводы становились лучше и лучше. В этом смысле его помощь – это помощь в деле духовного возрождения, язык богослужения в наше время очень важный вопрос.

Мы служили по-русски, кому-то это нравилось, а кому-то - нет, и когда над нашей головой собрались темные тучи, – а в 1990-х годах это было не однажды, – Сергей Сергеевич очень помогал – и всему Братству, и нашему приходу и лично мне отвечать на все вопросы, которые звучали в наш адрес, иногда доброжелательные, иногда не очень. И я ему бесконечно благодарен за это.

Сергей Сергеевич стал членом нашего Преображенского братства довольно быстро, в первой половине 90-х годов. Хотел привлечь внимание к духовной жизни, к тому, что христианская, церковная жизнь может быть не мракобесной, не замкнутой на обрядах и формах, а очень творческой и личностной, дружеской. И Сергей Сергеевич прямо участвовал в этом творческом созидании, он понимал, что народ должен вновь себя обрести, он понимал, что это будет трудно сделать не только без обретения своих корней, но и без устремления к Богу, высшему Свету и Смыслу.

Сергей Сергеевич взял на себя подвиг духовного возрождения. Я думаю, это и привело его в Братство. Он взял ответственность не только за личное духовное возрождение, но и за возрождение тех людей, которые так или иначе с ним были связаны, и продолжал это делать в Братстве. В Свято-Филаретовском институте его не просто уважали, а именно любили, а его братская жизнь была именно братской жизнью, самой настоящей.

comments powered by Disqus