Личный блог

Версия для печати

Память прп. Серафима, Саровского чудотворца

"Он верил, как жил, и жил, как верил, – в правде, мире и радости во Святом Духе"

15.01.2020

Место св. Серафима Саровского в церковной истории, может быть, станет более понятным, если попытаться сопоставить его со св. Симеоном Столпником. Прп. Симеон и прп. Серафим ознаменовали собою переход к новым этапам в истории христианской аскетики, но один завершил этап ее становления в рамках константиновского периода церковной истории, а другой стал провозвестником конца константиновской эпохи в ее завершающей стадии. Св. Симеон закончил свой подвиг на столпе, а Серафим Саровский начал с него. Первый уходил из мира и от мира все дальше и дальше, второй же все больше приближался к нему. Если первого можно назвать, по удачному выражению архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского), символом «черного», то второго – символом «белого» иночества, хотя оба они усмиряли плоть ради собственного спасения и возвышали свой дух ради спасения всех – и тех, кто жил «при дороге», и тех, кто засорил себя терниями забот и грехов, и тех, чье сердце окаменело от бесчувствия и бездушия.

Св. Серафим Саровский – основатель именно русского типа старчества, он, по выражению о. Валентина Свенцицкого, «старец всея России». Он верил, как жил, и жил, как верил, – в правде, мире и радости во Святом Духе. Он на деле, в служении, показал свое старшинство в церкви. Он же – основатель и монастыря в миру. Это св. Серафим как бы говорит нам задолго до Ф.М. Достоевского: «Иди в мир, там мира нет», что и значит – «стяжи мир, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Св. Серафим делал акцент более на мистическом, чем на аскетическом православии, но был доступен всем. Он был ласков и милосерден, и милосердие это не вмещалось ни в какие заранее заготовленные рамки уставов. Любил кормить и поить приходивших к нему, создавая уют духовной семьи-общины, продолжая литургию после Литургии и евхаристию после Евхаристии, совершая агапы – трапезы любви. Он знал, что Бог хочет спасти всех – праведных и грешных, православных и неправославных, и делал все возможное для исполнения воли Божьей.

comments powered by Disqus