Джорджо де Кирико (1888−1978) – итальянский живописец. Он был сицилиец, родился и рос в Греции, учился в Мюнхене, работал и жил в Италии. У Кирико было много разных периодов. Был ранний период, когда он был в струе символизма, "пикассизма", сюрреализма. Потом был период, как бы "метафизический", а на самом деле очень депрессивный. После войны он работал в стиле классицизма. В конце жизни он возвращается к самому себе раннему. Интересно, что скульптура Джорджо де Кирико интереснее, чем его живопись.
Хороша последняя картина "Орфей – уставший трубодур". Это полный конец и смерть искусства, о которой писал Н. А. Бердяев в 1922 году в связи с книгой "Закат Европы" Шпенглера. С одной стороны, интересно посмотреть как бы на фотопортрет Европы, где всё постепенно умирает и выхалащивается, превращаясь в жуткий натюрморт. У него и цивилизация полна механистической, мертвой натуры, и природа или вырождается в хаос, или гниет на глазах, и человек превращается в неподвижную статую. Я просто поражен, что Кирико в ХХ веке так высоко пронес знамя ницшианства, хотя это уже и не ницшианство, а свое его понимание. Его безличностность и пессимизм – это огромный шаг назад к ветхозаветному и даже языческому духу. Ужасны аллюзии безликих и яйцеголовых людей на ветхозаветных пророков. Европе того времени хотелось пророчествовать, но в этом профетизме нет никакой экзистенции. Поэтому нет и не может быть общения.
Вообще, выставка замечательная. Рекомендую сходить, хоть завтра и последний день. Правда, к ней нужно готовиться, чтобы, с одной стороны, не впасть в уныние, а с другой, чтобы лучше понять ХХ век, не только наш российский и советский, но и европейский, американский и пр. Здесь чувствуется, насколько вредным и смертоносным было влияние Советского Союза на жизнь остального мира и это должно учитываться в нашей Акции национального покаяния #АНП и с этим #намнужнорасстаться